Главная » Материалы для РО » Административные дела

Протокол об административном правонарушении

Елена Попова  

Протокол об административном правонарушении 

В прошлом номере мы рассматривали, что такое административная ответственность, которая наступает при выявлении административного правонарушения. В случае выявления административного правонарушения в отношении лица, его совершившего, в большинстве случаев составляется протокол об административном правонарушении, статья 28.2 Кодекса об административном правонарушении.  

В настоящей статье мы более подробно рассмотрим данный процессуальный документ, служащий основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку в данном документе фиксируется факт совершения соответствующего нарушения.  

Для привлечения организации, должностного лица, индивидуального предпринимателя или гражданина к административной ответственности, должен быть составлен протокол об административном правонарушении.  

Протокол является доказательством по делу об административном правонарушении и должен соответствовать требованиям, предъявляемым к доказательствам.  

Прежде всего, не допускается использования доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушение закона.  

Составление и процедура оформления протокола об административном правонарушении должны соответствовать требованиям, установленным гл.28 Кодекса об административном правонарушении (далее – КоАП) Российской Федерации.  

Протокол об административном правонарушении требует выяснения и внесения в него следующих сведений:  

- Дата и место составления протокола  

- Должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол.  

- Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении  

- Информация о потерпевших и свидетелях по делу, если таковые есть (фамилии, инициалы, паспортные данные, адреса проживания).  

- Место, время совершения и событие административного правонарушения  

- Статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.  

- Объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело  

- Иные сведения, необходимые для разрешения дела.  

 

Сроки составления протокола об административном правонарушении можно разбить на 3 группы, в зависимости от ситуации. Протокол об административном правонарушении может быть составлен:  

- незамедлительно;  

- в течение 2 дней;  

- после проведения административного расследования.  

 

Протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.  

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.  

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Также знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника. Кроме того, лицу, в отношении которого ведётся дело об административном правонарушении, должны быть разъяснены положения статьи 51 Конституции РФ, о том, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.  

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.  

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись.  

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.  

Необходимо обратить внимание, что подписание протокола об административном правонарушении, так же, как и его вручение (направление по почте), осуществляется исключительно лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении или его законному представителю. Законным представителем юридического лица является его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.  

На практике, при оформлении протокола об административном правонарушении, допускаются ошибки. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недочетом документа является отсутствие в протоколе информации, упомянутой в ст. 28.2 ч. 2 КоАП (п. 4 Постановления). Это значит, что в протоколе об административном правонарушении должны быть заполнены все графы и записана вся информация, о которой упоминалось выше (например, данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на котором ведется производство). К несущественным недостаткам протокола относятся те, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или эти причины были признаны неуважительными.  

Если же протокол был составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело (например – законного представителя) и нет достаточных фактов о сообщении ему о дате и месте составления протокола, то это будет значительным нарушением процессуальных прав и может привести к отмене протокола и прекращению производства по делу. Недавно в Крыму было вынесено судьёй Сакского районного суда решение об удовлетворении жалобы Центральной религиозной организации Российская церковь христиан веры евангельской на постановление главного государственного инспектора по пожарному надзору и производство по делу прекращено. Судом было установлено, что дело об административном правонарушении в отношении организации рассмотрено и постановление вынесено в отсутствии законного представителя организации. Производство по делу об административном правонарушении в отношении Центральной религиозной организации Российская церковь христиан веры евангельской суд прекратил, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.  

Вообще, любая ошибка в протоколе, являющаяся, по мнению Пленума Верховного суда РФ, существенной, может повлечь за собой отмену протокола и прекращение производства по делу.  

ВАЖНО! Любые исправления в протоколе, особенно в сведениях, перечисленных в ст. 28.2 ч. 2 КоАП, должны быть заверены подписью должностного лица, составляющего протокол, и подписью нарушителя, удостоверяющей, что он с этими исправлениями ознакомлен и согласен. 

 

Категория: Административные дела |
avatar