Главная » Материалы для РО » Кадры и делопроизводство

Новый регламент совершения нотариусами нотариальных действий

Лариса Желонкина  

Новый регламент совершения нотариусами нотариальных действий 

Приказом Министерства юстиции РФ от 30 августа 2017 г. № 156 был утвержден новый регламент совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающий объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования (далее по тексту – Регламент), который вступил в действие с 01 января 2018 года.  

Что же такого особенного в данном Регламенте и как он касается деятельности религиозных организаций?  

В первую очередь, данный Регламент касается религиозных организаций (далее по тексту – РО) в случае совершения действий, которые требуют нотариального заверения (удостоверения).  

Итак, разберем особенности нового Регламента.  

Пункт 1 части 1 Регламента гласит, что нотариус получает и фиксирует информацию о наличии или отсутствии определенных обстоятельств, в том числе фактов, имеющих юридическое значение, необходимых для совершения нотариального действия.  

Источниками информации, необходимой для совершения нотариальных действий, являются:  

1) документы органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе судебные акты, органов местного самоуправления, компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, нотариусов, в том числе в электронной форме;  

2) государственные реестры, федеральные информационные ресурсы, государственные регистры, в том числе находящиеся в открытом доступе;  

3) единая информационная система нотариата (далее - ЕИС);  

4) заявления лиц, обратившихся за совершением нотариальных действий (далее - заявитель), и иных лиц, участвующих в совершении нотариального действия;  

5) документы и сведения, исходящие от физических и юридических лиц, в том числе информационные ресурсы.  

Нотариус не вправе требовать от заявителя представления информации, которую он может получить самостоятельно в электронной форме, в том числе из государственных реестров.  

Иногда встречаются нотариусы, которые еще требуют предоставления выписки из ЕГРЮЛ из налоговой, хотя данные выписки они могут сами запрашивать в налоговой через межведомственное взаимодействие.  

СОВЕТ: обратитесь к другому нотариусу, который не будет у вас просить данную выписку, а сам ее запросит в соответствующем органе.  

В пункте 10 части 3 Регламента указано, что информацию о личности заявителя (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, место рождения) и иных лицах, участвующих в совершении нотариального действия (фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, место рождения), нотариус получает из документов, удостоверяющих личность. Для установления личности могут использоваться документы, исключающие любые сомнения относительно личности, в том числе:  

1) паспорт гражданина Российской Федерации;  

2) временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации (в период оформления паспорта гражданина Российской Федерации);  

3) удостоверение личности или военный билет военнослужащего;  

4) паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации;  

5) дипломатический или служебный паспорт;  

6) удостоверение личности моряка;  

7) паспорт гражданина СССР образца 1974 г. с указанием гражданства Российской Федерации или с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства Российской Федерации, выданным по достижении гражданином 45-летнего возраста;  

8) удостоверение беженца;  

9) свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу;  

10) свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации;  

11) документ, удостоверяющий личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином Российской Федерации или о приеме в гражданство Российской Федерации;  

12) паспорт иностранного гражданина или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;  

13) копия заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции об установлении личности иностранного гражданина, заверенная в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (для иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность);  

14) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, разрешение на временное проживание, вид на жительство или иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства;  

15) иной документ, предусмотренный законодательством Российской Федерации или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность. Обратите внимание – водительское удостоверение не является документом, удостоверяющее личность.  

Согласно пункту 15 части IV Регламента Правоспособность юридического лица, зарегистрированного на территории Российской Федерации, нотариус устанавливает на основании информации, содержащейся в:  

- Едином государственном реестре юридических лиц (далее по тексту ЕГРЮЛ);  

- учредительном документе юридического лица.  

Учредительным документом РО является зарегистрированный в территориальном органе Министерства юстиции РФ Устав, по месту нахождения РО.  

Адрес РО нотариус устанавливает по сведениям ЕГРЮЛ, сведения о месте нахождения РО - по сведениям ЕГРЮЛ либо учредительного документа. 

Информацию о наименовании органа юридического лица, действующего без доверенности от имени юридического лица, и порядке его формирования нотариус устанавливает на основании:  

- сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, за исключением случаев подтверждения полномочий органа юридического лица для внесения сведений о нем в ЕГРЮЛ;  

- учредительного документа юридического лица (Устава), протокола, (решения) о назначении лица на соответствующую должность, судебного акта о назначении арбитражного управляющего, иного документа о наделении лица полномочиями представителя, либо документов, предусмотренных личным законом иностранного юридического лица.  

Информация о юридическом лице и его органе, действующем без доверенности, фиксируется в реестре регистрации нотариальных действий и в реестре нотариальных действий ЕИС.  

Полномочия представителя нотариус устанавливает на основании:  

- доверенности;  

- договора, если это следует из его содержания;  

- решения собрания.  

Таким образом, когда представитель РО идет совершать нотариальные действия, при себе он должен иметь либо решение собрания о полномочиях, либо доверенность от ЮЛ, на осуществление определенных доверенностью юридически-значимых действий.  

Часть X Регламента очень важна для ЮЛ. Она касается вопроса объема информации, необходимой при удостоверении решения органа управления юридического лица, и порядок ее фиксирования.  

Регламентом установлено, что информацию о правоспособности ЮЛ нотариус устанавливает по сведениям ЕГРЮЛ.  

Информацию о полномочиях лица, организующего проведение собрания или заседания органа управления юридического лица, наличии решения уполномоченного лица или решения органа управления ЮЛ о проведении собрания или заседания, вопросах повестки дня нотариус устанавливает на основании учредительного документа ЮЛ и соответствующего внутреннего документа ЮЛ.  

Информацию о статусе органа управления ЮЛ, его компетенции, необходимом кворуме для работы органа управления и необходимом кворуме для принятия решения, порядке голосования нотариус устанавливает на основании учредительного документа (Устава) ЮЛ и внутренних ЮЛ (при их наличии).  

Информацию о перечне лиц, имеющих право на участие в собрании или заседании органа управления ЮЛ, нотариус устанавливает на основании сведений ЕГРЮЛ, сведений, полученных от лица, ведущего в соответствии с законом реестр акционеров, списков участников ООО, или внутренних документов юридического лица об избрании органа управления.  

В данном случае, нотариус может запросить документ об избрании членов коллегиального органа ЮЛ, подтверждающего полномочия лиц, указанных в решении.  

Наличие права лица на участие в собрании, заседании органа управления юридического лица в силу закона нотариус устанавливает со слов лица, организующего проведение собрания, заседания. Наличие права лица на участие в собрании, заседании органа управления ЮЛ в силу договора доверительного управления или залога нотариус устанавливает на основании такого договора. Информация о наличии или отсутствии лиц, имеющих право на участие в собрании в силу закона, или договора фиксируется в письменном заявлении лица, организующего проведение собрания. Информация о наличии права лица участвовать в собрании в силу договора фиксируется в виде копии договора, которая помещается в дела нотариуса. Информация о лицах, имеющих право участвовать в избранном органе управления юридического лица, фиксируется в виде копии внутреннего документа юридического лица, которая помещается в дела нотариуса.  

Состав участников (членов) органа управления ЮЛ, присутствующих на его собрании, заседании, полномочия их представителей, нотариус устанавливает лично на основании документов, предусмотренных пунктами 10, 15, 16, 19, 21 Регламента или на основании документа, подтверждающего регистрацию участников, членов органа управления юридического лица. Состав участников (членов) органа управления ЮЛ, присутствующих на собрании (заседании), фиксируется в свидетельстве об удостоверении факта принятия решения органом управления ЮЛ и о составе участников (членов) этого органа.  

Результаты голосования (результаты подсчета голосов) нотариус устанавливает на основании соответствующего документа, представленного счетной комиссией или лицом, уполномоченным на подсчет голосов. При принятии решения нотариус фиксирует информацию о количестве поданных голосов в свидетельстве об удостоверении факта принятия решения органом управления ЮЛ и о составе участников (членов) этого органа.  

Таким образом, при подготовке документов для представления нотариального заверения, подготовьте все необходимые документы, которые помогут вам показать (доказать) нотариусу законность принятых решений на ваших собраниях (заседаниях).  

Напоминаем, что для совершения нотариальных действий у нотариуса от имени религиозной организации, вам необходимо будет предоставить оригинал Устава, свидетельство о регистрации в налоговом органе (свидетельство ИНН), свидетельство о государственной регистрации юридического лица в территориальном органе Министерства юстиции РФ, решение об избрании лица, действующего без доверенности от имени организации, паспорт заявителя, а также другие документы, которые будут доказывать полномочия лиц, принимавших решения. 

 

Категория: Кадры и делопроизводство |
avatar