Главная » Материалы для РО » Социальная помощь

Всем благотворителям на заметку

Валерий Бабурин

Всем благотворителям на заметку

Согласно ч.3 ст. 18.9 КоАП РФ предоставление жилого помещения либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Каким образом это относится к религиозным объединениям? Все очень просто. Не секрет, что многие церкви занимаются различными социальными служениями: организуют центры социальной реабилитации для нарко и алкозависимых, кормят бездомных, помогают освободившимся из мест лишения свободы и другим, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Однако не стоит забывать, что в настоящее время по стране кочует множество всяких людей, для которых Россия является страной домициля (местом постоянного проживания). У них отсутствуют документы, удостоверяющие личность, значительная их часть испытывает серьезные проблемы с определением гражданства. О данной категории населения следует сказать несколько слов.

Во-первых, из-за отсутствия места жительства и места пребывания эти люди не могут легализоваться как лица без гражданства и получить документы, удостоверяющие личность лица без гражданства (вид на жительство, разрешение на временное пребывание).

Во-вторых, они не могут быть депортированы или выдворены из России, поскольку ни одна страна их не примет, как не имеющих с ней правовой связи, да и говорить при этом о пересечении границы при отсутствии документа, удостоверяющего личность, не представляется возможным.

В-третьих, вопрос приобретения ими гражданства России, как правило, осложнен комплексом проблем:

- они не имеют вида на жительство, законного источника средств существования, необходимых в соответствии с пунктами «а», «в» части 1 ст. 13 ФЗ от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации";

- они в настоящее время проживают в России, что исключает их прием в гражданство в соответствии с пунктом «б» части 1 ст. 14 ФЗ от 31.05.2002 N 62-ФЗ;

- часто это усугубляется наличием непогашенной и неснятой судимости, что является основанием для отказа в предоставлении гражданства (п. «ж» части 1 ст. 16 ФЗ от 31.05.2002 N 62-ФЗ).

Зачастую эти люди не могут легализоваться и в качестве лиц без гражданства, получив разрешение на временное проживание и вид на жительство (подпункт 6 пункта 1 ст.7 и подпункт 6 пункта 1 ст.9 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

Эта ситуация может осложняться наличием ВИЧ-инфекции, что также является основанием отказа в предоставлении вида на жительство и разрешения на временное проживание (подпункт 13 пункта 1 ст. 7 и подпункт 13 пункта 1 ст. 9 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").

В результате этого, указанные лица проживают в России без действующих документов, удостоверяющих личность. Как следствие, они не могут официально утроиться на работу в результате чего, в лучшем случае, работают нелегально, в худшем – вынуждены добывать средства на существование преступным путем. Эти люди фактически лишены возможности реализации большинства основных прав человека и гражданина.

К сожалению, в настоящее время вопрос рассмотрения и разрешения проблемы снятия юридических преград для легализации лиц без гражданства, для которых Россия является страной постоянного проживания, не имеющих места жительства и места пребывания, которые не могут быть депортированы или выдворены за пределы Российской Федерации, компетентными государственными органами не ставится.

Возвращаясь к проблеме оказания различных услуг таким людям, возникает вопрос: как быть представителям религиозных объединений, занимающимся социальными служениями, к которым обратился человек без паспорта, если у них есть место где его приютить, например, в реабилитационном центре? Что делать тем, кто кормит бездомных, если такой человек пришел и попросил его покормить, дать ему одежду, оказать еще какие-то услуги? Как в данном случае правильно поступить, чтобы не нарваться на серьезный штраф?

Во-первых, согласно п.24 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее – Правила), в

действующей редакции предусмотрена возможность регистрации беспаспортных. Так, вышеуказанный пункт гласит «... В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, до их оформления регистрация по месту пребывания указанных лиц осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания».

Во-вторых, говоря об административном правонарушении, следует помнить, что административное правонарушение кроме объективной стороны (совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения) имеет еще и субъективную сторону (внутреннее отношение лица к совершаемому им правонарушению). Именно субъективной стороной и определяется форма вины.

Согласно ст. 2.2. КоАП РФ, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично; административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Поскольку при отсутствии документов вы не можете установить ни гражданскую принадлежность, ни личность человека, а законодательство предусматривает его постановку на регистрационный учет, следовательно, и вселение беспаспортных, то если вы не станете сами на себя наговаривать (типа "я знал, что он иностранец, но очень было жаль человека и т.д..."), а будете придерживаться формальной позиции: "Он сказал, что является гражданином России, а проверить мы не могли и потому в соответствии с п. 24 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, его вселили", - то субъективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ (предвидения наступления вредных последствий и отношения к перспективе их возникновения), в данном случае не усматривается.

Так что в таких случаях главное соблюдать сроки постановки на регистрационный учет. В соответствии с п. 11 Правил, лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в п.9 Правил, в органы регистрационного учета.

Возвращаясь к вопросу об ответственности по ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ, следует еще добавить, что с благотворительной раздачей пищи, одежды и консультированием ситуация обстоит еще проще: при оказании вышеуказанной помощи обратившимся к вам людям, никто не обязывает вас устанавливать их личность, и уж тем более их гражданскую принадлежность. Подошел человек, попросил...

ВАЖНО! В случае, если правоохранительные органы попытаются привлечь вас за организацию незаконной миграции в форме организации их незаконного пребывания в Российской Федерации (ст. 322.1 УК РФ Организация незаконной миграции), то логика защиты должна быть точно такая же, что и по ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ.

P.S. Во втором чтении постановлением N 3134-7 ГД от 20.12.2017 Государственной думой РФ принят проект Федерального закона, повышающий штрафные санкции за предоставление жилого помещения и оказание иных услуг иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся в России с нарушением установленного порядка (ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ). Увеличиваются санкции в следующем порядке:

 с 4 до 5 т.р. поднимется верхняя планка санкции для физических лиц;

 с 20 до 30 нижняя и с 30 до 50 т.р. верхняя - для должностных лиц;

 с 200 до 400 нижняя и с 300 до 500 т.р. верхняя - для юридических лиц.

 

Категория: Социальная помощь |
avatar