Правовые проблемы в социальной реабилитации
В современном мире мы привыкли слышать и использовать термин медицинская реабилитация и для всех ясно, что это – комплекс медицинских мероприятий, направленных на восстановление гражданина.
Однако и социальная реабилитация активно развивается и набирает обороты, по предоставлению качественных социальных услуг. Итак, социальная реабилитация это совокупность мероприятий, осуществляемых государственными, частными, общественными организациями, направленных на защиту социальных прав граждан.
В Российской Федерации большое количество НКО оказывают услуги в виде социальной реабилитации (людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, которые в силу своих физических, интеллектуальных и иных возможностей не способны самостоятельно реализовывать свои интересы)
К данному виду деятельности в том числе применимы требования национального стандарта РФ – ГОСТ Р 54990-2012 и ФЗ N 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Указанный стандарт распространяется на предоставление реабилитационных социальных услуг лицам, зависимым от наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя – т.е. к дезориентированным гражданам.
Основная задача социальной реабилитации: выпустить в жизнь не иждивенцев, а социально-активную личность, способную принести пользу государству и умеющего решать свои жизненные проблемы.
Одними из форм и методов реабилитационных услуг должны быть направлены на восстановление:
- беседа, личностный тренинги;
- групповое обсуждение;
- ролевые, деловые и развивающие игры;
- индивидуальное консультирование по проблеме;
- подведение итогов.
Однако не всем некоммерческим организациям под силу выполнять требования национального стандарта РФ – ГОСТ Р 54990-2012.
Элементарный пример: надзорный орган предъявляет требование обязательного участия в деятельности социальной реабилитации психолога и только состоящего в штате, однако забывая тот факт, что ГОСТ Р 54990-2012 носит добровольный / рекомендательный характер и допустимо соглашение о сотрудничестве и посещение подопечных раз-два в неделю данным специалистом.
Суть проблемы:
- минимальна целевая подготовка специалистов для работы в социальной реабилитации именно с данной категорией лиц.
- нет единого информационного пространства по вопросам социальной реабилитации дезориентированных граждан.
- и самое главное – чтобы работа некоммерческих организаций ориентировалась не на количество проходящих курс социальной реабилитации, а на качество оказываемой услуги.
- правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации;
- полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан;
- права и обязанности получателей социальных услуг;
- права и обязанности поставщиков социальных услуг.
Реестр поставщиков социальных услуг формируется в субъекте Российской Федерации.
Источниками финансового обеспечения социального обслуживания являются:
- бюджетные средства ;
- благотворительные взносы и пожертвования;
- средства получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату;
- доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Постановлениями определяются тарифы, перечень и порядок предоставления социальных услуг.
Трудность при взаимодействии с данной структурой заключается в том, что в некоторых субъектах отсутствуют в перечне услуг такое понятие, как социальная реабилитации именно для людей вышеуказанной категории, следовательно, единственно возможный вариант войти в реестр поставщика это через категорию – оказание услуг лицам без определенного места жительства, однако это требует подтверждение отсутствия юридической и фактической прописки, тогда как дезориентированные граждане в основном обладают местом жительства в связи с чем возникает патовая ситуация для организаций желающих войти в реестр поставщиков социальных услуг.
Но и это не является основной проблемой. Трудность состоит в том, что тарифы на предоставление площади жилых помещений и обеспечение питания распространяются только на такие типы учреждений – как дома интернат для престарелых и инвалидов, дома милосердия и детские дома для умственно отсталых детей.
Тогда как у НКО основная часть финансирования уходит именно на проживание и питания, однако, именно в данной услуге оказание помощи лицам без определенного места жительства отсутствует возмещение расходов со стороны субъектов РФ на питание и проживание дезориентированных граждан.
Следовательно, НКО необходимо разрабатывать и согласования с уполномоченными органами социальной защиты вопросов для введения новых видов организаций и тарифов за предоставление жилых помещений и питания для достойного оказания социальных услуг людям попавшим в трудную жизненную ситуацию.