Материалы для РО

Особенности осуществления волонтерской помощи малоимущим и людям, оставшимся без крова

Иван Боричевский
Особенности осуществления волонтерской помощи малоимущим и людям, оставшимся без крова

«Ибо нищие всегда будут среди земли твоей; потому я и повелеваю тебе:

отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей.» /Второзаконие 15:11/

Как-то раз, теплым летним днем я шел на встречу к своему другу, который служит пастором в нашем объединении церквей. В одном из переулков возле продуктового магазина, прямо под козырьком, на асфальте, расположились трое молодых людей. Рядом с ними валялись недопитые бутылки. Грязные, одетые в рванину, с опухшими от пьянки лицами с кровоподтеками они внушали невольное чувство жалости смешанное с брезгливостью. Покупатели, бросая на них опасливые презрительные взгляды, старались обходить их стороной, заходя в магазин с других дверей.
Подперев спинами стену и вольготно вытянув ноги парни довольно громко, словно никого больше не было рядом, разговаривали между собой. Один из них, жалея себя, ругал жизнь за несправедливость, двое других, матерясь, утверждали, что он сам дурак. Я уже было прошел мимо, но внезапно внутри себя, словно в мимолетном сне, увидел в видении одного из этих парней в наглаженной рубашечке с белым воротничком уверенной походкой размахивая дорогим кожаным портфелем вбегавшего в двери презентабельного бизнес центра. Через секунду я уже видел строгого судью и понурившего голову все того же парня стоявшего за решеткой и твердившего: «меня подставили». Весь его вид и потухший огонь в глазах свидетельствовали о том, что человеку было очень плохо. И вот, передо мной валялся спившейся несчастный, всеми презираемый человек с поломанной судьбой.
Я подошел и поздоровался. Парни замолчали и удивленно воззрились на меня, видимо отвыкшие от нормального человеческого обращения к ним.
То, что произошло дальше, могло быть только сверхъестественным чудом, и, наверно, если бы я не был верующим человеком, то точно узнал бы в этот момент, что Бог есть.
Этот парень, внимательно посмотрев на меня нетрезвым взглядом, вдруг произнес: «О, да я тебя знаю! Ты Иван Боричевский». Опешив, я в недоумении уставился на него, пытаясь лихорадочно вспомнить, мог ли я где то его видеть. Так и не вспомнив, спрашиваю первое, что мне пришло:
«Ты был в церкви?»
«Нет, не был» - отвечает он, «но был на тебя подписан в «Вконтакте».
Вот же, как бывает в жизни. Несмотря на то, что являешься активным пользователем социальных сетей, не отдаешь отчет, что мировая паутина интернета тоже служит Богу.
Я долго рассказывал им чудеса, которые Господь делает с людьми, как дает им второй шанс в жизни, уговаривал его и его друзей поехать в центр восстановления. Но, уговорить так и не смог…
Напоследок, попрощавшись, я обратился к нему со словами: «Миллионы людей живут в этом городе, и я мимо прохожу, а здесь, вернулся, чтобы позвать тебя, подумай об этом» Он, с пониманием посмотрев на меня, произнес: «я знаю, где найти тебя». На этом мы и расстались, и до сегодняшнего дня я его больше не видел. Но, твердо знаю, что у Бога есть для него план.
Бог любит нас безусловной любовью. Еще большей любовью Он любит тех, кто спотыкнулся и опустил руки. Кто достиг самого дна, и не имеет сил выбраться из глубокой ямы и навалившейся темноты. И зачастую от нас, знающих Его милость, зависит очень много. Он ждет, когда кто-нибудь из нас встанет в пролом за этих людей, кто не пожалеет жизни
своей ради них, ставших никому не нужными, как Христос не пожалел своей жизни.
Пожалуй, каждому верующему известны слова Пророка Исайи:
«раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя.
Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: "вот Я!" Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное,
и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень;
и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают». (Книга Пророка Исайи 58:7-11).
В этом замечательном месте Священного Писания раскрываются духовные истины, отношение Бога к людям, его заботы о них, Его истинная проникнутая любовью природа, состоящая в любви и милосердии.
Человек, приблизившийся к Богу начинает думать не только о себе и своей семье, но и заботится о страждущих, покалеченных жизнью людях. Одной из таких категорий являются люди, оставшиеся без средств к существованию, вынужденные жить на улице и питаться чем придется. Но, в сегодняшнем мире недостаточно знать и соблюдать закон духовный, немаловажное значение для эффективного служения имеет соблюдение законов установленных государством.
При помощи малоимущим и бездомным гражданам путем предоставления благотворительных обедов также действует ряд требований законодательства.
Кормление при религиозных организациях
Довольно часто приходится слышать, как при церквях, в вопросах связанных с питанием употребляются термины «столовая», «кафе». Между тем, следует обратить внимание, что оба эти термина попадают под понятие «организация общественного питания» со всеми вытекающими последствиями, в случае отсутствия нужных документов, в том числе санитарно-эпидемиологического заключение, подтверждающее соответствие столовой требованиям, предъявляемым к организации общественного питания.
Однако у многих религиозных организаций столовых, как таковых, не имеется. Между тем, практически в каждом культовом здании имеется трапезная, которая является церковным помещением (частью храма) и используется для богослужения, общественных нужд и совместного приема пищи.
Совместное благодарение Бога за пищу, которую он послал, и вкушение пищи паломниками, верующими, обездоленными людьми, приходящими на богослужебные мероприятия не является организацией общественного питания, а является внутренним установлением церкви, заповеданным нам Богом.
Так, сам Господь Иисус Христос показал пример (Святое Евангелие от Матфея. 15:32-38):
«Иисус же, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их неевшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге.
И говорят Ему ученики Его: откуда нам взять в пустыне столько хлебов,
чтобы накормить столько народа?
Говорит им Иисус: сколько у вас хлебов? Они же сказали: семь, и немного рыбок.
Тогда велел народу возлечь на землю.
И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу.
И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных,
а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей.
При этом Священное Писание содержит в себе строгое требование на абсолютно безвозмездное кормление голодных, странников и пришельцев (Евангелие от Матфея 25:31-46):
Возможность религиозных объединений самостоятельно управлять своими делами – одна из ключевых гарантий действующего законодательства. Только само религиозное объединение может устанавливать характер церковной жизни, полномочия священства, прихожан, паломников и.т.п.
Таким образом, совместное вкушение пищи и преломление хлеба является внутренним устройством церковной жизни, основанном на постановлениях и заповедях Божьих, что относится к внутренним установлениям Церкви и разрешается действующим законодательством.
Данная деятельность не является организация общественного питания, поскольку имеет целью достижение уставных задач, связанных с реализацией гражданами права на совместное исповедание и распространение веры.
Данная позиция находит свое подтверждение в судебной практике по делам связанным с уважением государством внутренних установлений религиозных объединений. И отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 11.07.02 № 209-О, в Решении от 10 июля 2012 года Хамовнического районного суда г. Москвы дело по иску Межрегиональной общественной организации Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль в действии» в защиту прав
неопределенного круга лиц к Религиозной организации «Подворье Патриарха Московского и всея Руси Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» о защите прав потребителей, а также в Определении Московского городского суда от 14 сентября 2012 г.; в Постановлении Девятого арбитражный апелляционный суд от 19 февраля 2018 года, вынесенного по апелляционной жалобе Централизованной религиозной организации Российская Церковь христиан веры евангельской.
Между тем, как в случае раздачи продуктов на улице, так и в случае приема пищи в трапезной необходимо знать, что использование скоропортящихся продуктов запрещается. Другими словами, в магазинах должны быть закуплены не скоропортящиеся продукты (например, хлебобулочные изделия, продукты быстрого приготовления, печенье, конфеты и.т.п). Кроме обязательного хранения чека на продукты, необходимо в магазине запрашивать заверенные копии сертификатов качества, которые любой магазин обязан предоставить по первому требованию, как граждан, так и юридических лиц.
Более подробно о нюансах различных служений вы можете узнать из книги «Благородное призвание: основы эффективного служения добровольцев (волонтеров).
Об авторе: Глава Администрации Начальствующего Епископа Централизованной религиозной организации Российская Церковь христиан веры евангельской, старший пастор, президент Благотворительного фонда «Зажги свечу».
Социальная помощь Волонтерство