Материалы для РО

Еще раз об инвентаризации

Жанна Ноговицына 

Еще раз об инвентаризации 

Еще раз хочется поднять тему инвентаризации в религиозных организациях. Подходит к концу отчетный период, а он у нас согласно закона о бухгалтерском учете № 402-ФЗ длится с 01 января по 31 декабря. Так же согласно выше указанного закона активы и обязательства подлежат инвентаризации. 
Согласно приказа № 34н от 29 июля 1998 года «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ» для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. 
Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т.д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. 
Проведение инвентаризации обязательно: 
  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; 
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года). Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков; 
  • при смене материально ответственных лиц; 
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; 
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; 
  • при реорганизации или ликвидации организации; 
  • в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 
Порядок проведения инвентаризации, так же количество, даты их проведения, перечень имущества и обязательств прописывается в приказе об Учетной политике. В случае если требуется внесение изменений в порядок проведения инвентаризации (изменения не связаны с изменением законодательства), то изменения учетной политики применяются не ранее начала отчетного периода, следующего за периодом их утверждения. Изменение же учетной политики, вызванное поправками в законодательство, применяется с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта (закона, ПБУ и т.п.) (п. 12 ПБУ 1/2008, ст. 313 НК РФ). 
В приказе об учетной политике утверждаются формы документов, которые будут применены при проведении инвентаризации. 
С 01 января 2013 года в связи с вступлением в действие 402-ФЗ формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, т.е. ранее обязательные к применению формы первичных учетных документов не обязательны к применению. Поэтому, все организации должны разработать и утвердить в приказе об учетной политике формы первичных учетных документов. Это могут быть и те формы документов, которые ранее были утверждены в альбомах унифицированных форм первичных документов. Законодательство не содержит запрета на использование данных форма в работе, но обязательным является утверждение этих форм в приказе об учетной политике. 
На сегодняшний день при проведении инвентаризации действует приказ от 13 июня 1995 года № 49 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА И ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ». Согласно пункта 2.3., персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. Документ о составе комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации. Формы документов, которые прилагаются к данному приказу, являются примерными, поэтому еще раз хочется напомнить то, что формы, используемые при инвентаризации, могут быть разработаны самостоятельно с учетом требований статьи 9 402-ФЗ и обязательно! утверждены в приказе об учетной политике.  
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). 
В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. 
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными. 
На основании выше изложенного и в силу специфики религиозных организаций нет оснований, при отсутствии необходимого количества основных работников РО, не включать в состав комиссии членов Церкви. 
Бухгалтеру