Административная ответственность
Мы живем в цивилизованном обществе, где для его нормального развития и функционирования необходимы правила поведения, т.е. законы, которые бы служили защитой прав его членов. Жизнедеятельность нашего общества регулируется множеством законов. Они необходимы для нормальной работы, для нормальной семейной жизни, для пользования своими правами и выполнение своих обязанностей. Законы устанавливаются и принимаются высшим органом государственной власти. В случае нарушения этих законов, наступает правовая ответственность.
На территории Российской Федерации классифицируются следующие виды правовой ответственности:
• Уголовная.
• Административная.
• Дисциплинарная. Гражданско-
правовая.
• Материальная.
Мы рассмотрим одну из видов ответственности — административную.
Административная ответственность — разновидность юридической ответственности, которая выражается в применении административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение.
Понятие административного правонарушения содержится в ст. 2.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ): «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность».
В повседневной жизни совершить административное правонарушение можно абсолютно бессознательно, по неосторожности либо по незнанию. Ответственность же может быть довольно высока, начиная от штрафов, и заканчивая административным арестом. В Российской Федерации предусматривается свыше сорока видов государственного контроля и надзора. Административные споры характеризуются наступившим или предположительным нарушением прав граждан или юридических лиц либо созданием помех к осуществлению этих прав государственными или муниципальными органами. Поводом к возбуждению административных дел также могут стать постановления и предписания, вынесенные в ходе проверок государственных или муниципальных органов деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (организаций, учреждений, предприятий и т.п.).
Имеют место случаи, когда лица, привлеченные к административной ответственности, неизвестно с какого момента становятся участниками административного процесса, и участвуют в нем, не имея полного представления о своих правах и обязанностях.
Административное дело возбуждается только при наличии признаков состава административного правонарушения. Эти составы исчерпывающе перечислены в КоАП РФ и Законе субъекта об административных правонарушениях. Наказывать за иные действия, не перечисленные в названных законах, государственные органы не в праве.
Возбуждать дело об административном правонарушении и выносить постановление о применении административного наказания могут только строго определенные должностные лица, указанные в законе. Вынесение постановления, лицом, которое на это не уполномочено, может стать основанием для его отмены.
В случае выявления административного правонарушения в отношении лица, его совершившего, в большинстве случаев составляется протокол об административном правонарушении. Указанный протокол должен содержать четкий перечень сведений, изложенных в законе (ст. 28 КоАП РФ). Нарушение правил составления протокола может быть основанием для дальнейшей отмены вынесенного в отношении Вас постановления.
Дело об административном правонарушении по общему правилу рассматривается по месту его совершения (ст. 29.5 КоАП). Оно должно быть рассмотрено судьей или уполномоченным должностным лицом в пятнадцатидневный срок со дня получения ими протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Рассмотрение административного дела должно производиться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Без его участия дело может быть рассмотрено только в случае, если у должностного лица, рассматривающего дело, имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, либо если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела или такое ходатайство было оставлено без удовлетворения (ст. 25.1 КоАП РФ).
Если в ходе рассмотрения административного дела должностное лицо установит, что физическим или юридическим лицом было совершено административное правонарушение, то будет вынесено постановление о назначении административного наказания.
Если Вы не согласны с вынесенным в отношении Вас постановлением, Вы можете обжаловать его вышестоящему должностному лицу либо в суд.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
В ходе проверок, должностными органами могут быть допущены ошибки при составлении протоколов и вынесении постановлений, что может послужить основанием для отмены применимого к Вашей организации административного наказания. Для этого советуем Вам обращаться за помощью квалифицированного юриста, который поможет отменить незаконно наложенное административное взыскание.
Церковь является религиозной организацией, и она также отвечает перед законом, в случае совершения какого-либо правонарушения.
Надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедании и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации.Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением религиозными организациями законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, а также целей и порядка деятельности, предусмотренных их уставами, при осуществлении федерального государственного надзора за деятельностью религиозных организаций.
Религиозная организация сталкивается с рядом различных проверок надзирающих и контролирующих органов: органы юстиции, органы по надзору в сфере обеспечения пожарной безопасности, органы, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, органы, осуществляющие государственный строительный надзор, органы государственного надзора за соблюдение трудового законодательства и т.д.
В качестве примера: в одном из городов Крыма прокуратура осуществляла в рамках прокурорского надзора проверку местной Церкви, с привлечением специалистов по пожарному надзору. Проверка происходила без предупреждения, во время богослужения, что ввело в замешательство руководство Церкви и повлекло за собой негативные последствия, так как они не были готовы к данной проверке. В результате Церковь оштрафовали на сто пятьдесят тысяч рублей. После чего руководство Церкви обратилось к юристам и была подана жалоба в суд на отмену данного постановления. Когда руководители религиозных организаций вникают в свои права и обязанности и умеют ориентироваться в законодательстве, то это существенно помогает выиграть судебный процесс. В данном случае, проверка, такого плана была впервые и со стороны руководства Церкви были допущены ряд ошибок, которые негативно повлияли на решение суда. Но тем не менее сумму штрафа удалось уменьшить в два раза.
Знание нормативных актов и умение их применять на практике дает возможность не попасть под действие норм КоАП РФ. Существует рад специальных нормативных актов, а также Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который необходимо тщательно изучить руководителям религиозных организаций.
Пример
Жалоба на уменьшение суммы штрафа
Сакский районный суд
Республики Крым
298400, Республика Крым,
г. Саки, ул. Ленина, 19
Заявитель:
Местная религиозная организация
христиан веры евангельской
«Любовь Христа»
Адрес: г. Саки, ул. Даналина, 29
Заинтересованной лицо:
Министерство Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий
по Республике Крым (отдел надзорной
деятельности по Сакскому району)
Адрес: г. Саки, ул. Советская, д. 3
Жалоба
на постановление №25
от 10.03.2017 г. по делу об административном правонарушении
В отношении Местной религиозной организации христиан веры евангельской «Любовь Христа» (далее — Церковь) 10 марта 2017г. было вынесено постановление № 25 Главным государственным инспектором по пожарному надзору Сакского района подполковником внутренней службы Ивановым Петром Ивановичем, согласно акта проверки проведенной прокуратурой Сакского района в период с 15.08.2016 г. по 02.09.2016г., о назначении административного наказания с назначением административного штрафа в размере 150 000 (ста пятидесяти тысяч) рублей, за совершенное административное правонарушение, установленное ч.1, ч.3 ст. 20.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проверки были выявлены ряд замечаний относительно требований пожарной безопасности, установленные Федеральным законом от 22.07.2008 г. № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №390 от 25 апреля 2012 г. (далее — ППР РФ), в жилом доме принадлежащем Церкви.
Согласно ППР РФ, практически по всем пунктам нарушений, за организацию и обеспечение отвечает руководитель организации. Также в должностной инструкции руководителя на него возложена данная обязанность.
Заявитель признает свою вину, в содеянном раскаивается. Выявленные замечания были устранены в кратчайшие сроки. Считаем, что назначенное наказание является слишком строгим и вынесено без учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, без учета сведений о лице, привлекаемом к ответственности, а также без рассмотрения возможности назначения наказания ниже минимальной санкции.
Церковь является не прибыльной организацией. Ее основными целями и задачами является реализация прав на свободу исповедания веры, содействие духовно-нравственному восстановлению общества, семьи, отдельной личности с привитием традиционных христианских ценностей. Церковь существует за счет добровольных пожертвований прихожан.
При рассмотрении административного правонарушения заявитель подал ходатайство с просьбой назначить наказание на должностное лицо, но оно не было удовлетворено.
Также заявитель считает, что в данном случае необходимо исходить из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, должны быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду. Одним из требований принципа справедливости юридической ответственности является соразмерность наказания деянию.
В данной ситуации Церковь предприняла все действия для выполнения требований данного органа и недопущения нарушения законодательства РФ. Виновное должностное лицо организации было привлечено к дисциплинарной ответственности за допущенное нарушение.
Также должностным лицом при вынесении постановления не учтены обстоятельства, смягчающие административную ответственность, согласно ст. 4.2. КоАП РФ, которые имели место быть:
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
3) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
4) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения.
Исходя из постановления, административное правонарушение не повлекло за собой никаких последствий и фактически не несло даже угрозы их наступления, деяние обладало низкой степенью опасности.
Кроме того, в рассматриваемом случае заявителя нельзя считать пренебрегшим формальными требованиями публичного права, так как совершенное им противоправное деяние не было связано с умышленным нарушением законодательства.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно п.3.2. указанной статьи, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Учитывая тот факт, что заявитель свою вину признает, в совершении административного нарушения раскаивается, противоправность совершенного деяния осознает и принял меры к дальнейшему недопущению нарушения законодательства РФ, а также учитывая, что Церковь является некоммерческой организацией, не имеющей целью своей деятельности извлечение прибыли, руководствуясь ст. ст. 4.1., 30.1-30.3 КоАП РФ;
Просим суд
Изменить постановление №25 от 10.03.2017 г. по делу об административном правонарушении в отношении Местной религиозной организации христиан веры евангельской «Любовь Христа» в части назначения наказания: назначить наказание Местной религиозной организации христиан веры евангельской «Любовь Христа»по делу об административном правонарушении в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1, ч.3 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушений.