Материалы для РО

К вам пришли с проверкой

Анатолий Пчелинцев, Инна Загребина
К вам пришли с проверкой
(практическое руководство)
Религиозная организация достаточно сложный социальный организм. Помимо культовой деятельности религиозная организация осуществляет благотворительную, образовательную, издательскую и иные виды деятельности. Кроме священнослужителей в этот процесс вовлечены послушники, волонтеры, прихожане и члены религиозных общин. Соблюдение требований пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности, законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях, норм трудового и иных отраслей права требует от руководителей религиозных организаций знаний не только в духовных, но и правовых вопросах.
Любой руководитель религиозной организации рано или поздно сталкивается с проверками контрольно-надзорных органов. В связи с этим необходимо не только самому научиться на равных представлять себя в отношениях с государством и уметь отстаивать свои права и интересы, но и позаботиться о том, чтобы сотрудники также были компетентны в этих вопросах.
Как показывает практика, нарушения, выявляемые государственными контрольно-надзорными органами, чаще всего связаны с правовой неграмотностью религиозных организаций. Однако нередко и контрольно-надзорные органы проявляют правовой нигилизм и предвзятость при проведении проверок. В погоне за формальными показателями в виде выявленных нарушений закона и вынесенных предупреждений они порой сами допускают грубые нарушения законов и действующих регламентов.
Между тем на сегодняшний день законодательством предусмотрены широкие возможности для защиты прав и интересов проверяемых организаций, но их необходимо не только знать, но и уметь применять на практике.
Наиболее значимый способ защиты своих прав во время проведения проверок – это знание нормативных актов, которыми должны руководствоваться представители контрольно-ревизионных органов при проведении проверок.
Деятельность любого государственного органа, осуществляющего контрольно-надзорные функции, его права и обязанности по проведению мероприятий контроля в отношении религиозных организаций регулируются специальными нормативными актами.
Кроме специальных нормативных актов существует Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294), которым регламентированы:
• порядок проведения проверок;
• ограничения на проведение проверок;
• периодичность проведения проверок;
• права, обязанности и ответственность проверяемых и проверяющих должностных лиц;
• порядок оформления результатов проверок.
Однако действие данного закона не распространяется на область налогового, валютного, банковского, страхового, таможенного, иммиграционного, лицензионного контроля и надзора. Также положения данного закона не применяются при проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, расследования причин инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Следует обратить внимание руководителей религиозных организаций на то, что все контролирующие органы жестко ограничены рамками закона и обязаны действовать строго в соответствии со своей компетенцией.
На практике бывают случаи, когда руководители религиозных организаций, не зная полномочий должностных лиц того или иного контролирующего органа, не только позволяют им выходить за рамки компетенции, но и допускают к проведению проверок лиц, не имеющих на то никаких полномочий. В этой связи возникает вопрос, как удостовериться в полномочиях проверяющего должностного лица?
Прежде всего, следует ознакомиться с его служебным удостоверением. Одновременно со служебным удостоверением проверяющий обязан предоставить распоряжение (приказ) о проведении проверки.
Убедитесь, что проверку проводит именно то должностное лицо, которое указано в распоряжении (приказе).
В распоряжении должно быть указано:
• его номер и дата;
• наименование религиозной организации, в отношении которой проводится проверка;
• цели, задачи и предмет проводимого мероприятия;
• правовые основания проведения проверки;
• дата начала и окончания проверки.
Распоряжение (его заверенная печатью копия) обязательно должно быть передано руководителю религиозной организации или иному должностному лицу (определенному внутренним приказом религиозной организации).
Если во время проведения проверки в религиозной организации отсутствует руководитель, а проверяющие настаивают на вручении распоряжения и проведении контрольных мероприятий, сотруднику религиозной организации следует известить проверяющих о занимаемой должности и в дальнейшем указывать ее, расписываясь в документах, связанных с данной проверкой.
Федеральный закон № 294 в статье 15 закрепил некоторые ограничения при проведении мероприятий по контролю. Так, должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:
1) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют эти должностные лица;
2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя (уполномоченного представителя) религиозной организации, за исключением случаев причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
4) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
5) превышать установленные сроки проведения проверки;
6) осуществлять выдачу религиозным организациям предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона № 294 должностные лица органа государственного контроля (надзора), при проведении проверки обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы религиозной организации, проверка которой проводится;
3) проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), о ее проведении в соответствии с ее назначением;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора);
5) не препятствовать руководителю (уполномоченному представителю) религиозной организации, присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять руководителю (уполномоченному представителю) религиозной организации, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить руководителя (уполномоченного представителя) религиозной организации, с результатами проверки;
8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, безопасности государства, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, религиозных организаций;
9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании религиозными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
10) соблюдать сроки проведения проверки, установленные законом;
11) не требовать от религиозной организации документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя (уполномоченного представителя) религиозной организации, ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;
13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок. Согласно пункту 8 статьи 16 Федерального закона № 294 юридические лица обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 № 141 (типовую форму журнала смотри в приложении).
В случае ненадлежащего исполнения служебных обязанностей при проведении проверки орган государственного контроля (надзора) и его должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При проведении проверки руководитель или уполномоченный представитель религиозной организации имеет право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) получать от органа государственного контроля (надзора) информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом;
3) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора);
4) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), повлекшие за собой нарушение прав религиозной организации, при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке.
Важно знать, что на основании статьи 20 Федерального закона № 294 проверки, проведенные с грубым нарушением закона, являются недействительными.
Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения религиозной организацией обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления религиозной организации.
К грубым нарушениям относится:
1) проведение плановой проверки чаще, чем один раз в три года;
2) нарушение сроков уведомления о проведении проверки;
3) отсутствие оснований проведения внеплановой выездной проверки;
4) проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора);
5) требование документов, не относящихся к предмету проверки;
6) превышение установленных сроков проведения проверок;
7) непредставление акта проверки.