Всем благотворителям на заметку
Согласно ч.3 ст. 18.9 КоАП РФ предоставление жилого помещения либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Каким образом это относится к религиозным объединениям? Все очень просто. Не секрет, что многие церкви занимаются различными социальными служениями: организуют центры социальной реабилитации для нарко и алкозависимых, кормят бездомных, помогают освободившимся из мест лишения свободы и другим, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Однако не стоит забывать, что в настоящее время по стране кочует множество всяких людей, для которых Россия является страной домициля (местом постоянного проживания). У них отсутствуют документы, удостоверяющие личность, значительная их часть испытывает серьезные проблемы с определением гражданства. О данной категории населения следует сказать несколько слов.
Во-первых, из-за отсутствия места жительства и места пребывания эти люди не могут легализоваться как лица без гражданства и получить документы, удостоверяющие личность лица без гражданства (вид на жительство, разрешение на временное пребывание).
Во-вторых, они не могут быть депортированы или выдворены из России, поскольку ни одна страна их не примет, как не имеющих с ней правовой связи, да и говорить при этом о пересечении границы при отсутствии документа, удостоверяющего личность, не представляется возможным.
В-третьих, вопрос приобретения ими гражданства России, как правило, осложнен комплексом проблем:
- они не имеют вида на жительство, законного источника средств существования, необходимых в соответствии с пунктами «а», «в» части 1 ст. 13 ФЗ от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации";
- они в настоящее время проживают в России, что исключает их прием в гражданство в соответствии с пунктом «б» части 1 ст. 14 ФЗ от 31.05.2002 N 62-ФЗ;
- часто это усугубляется наличием непогашенной и неснятой судимости, что является основанием для отказа в предоставлении гражданства (п. «ж» части 1 ст. 16 ФЗ от 31.05.2002 N 62-ФЗ).
Зачастую эти люди не могут легализоваться и в качестве лиц без гражданства, получив разрешение на временное проживание и вид на жительство (подпункт 6 пункта 1 ст.7 и подпункт 6 пункта 1 ст.9 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
Эта ситуация может осложняться наличием ВИЧ-инфекции, что также является основанием отказа в предоставлении вида на жительство и разрешения на временное проживание (подпункт 13 пункта 1 ст. 7 и подпункт 13 пункта 1 ст. 9 ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации").
В результате этого, указанные лица проживают в России без действующих документов, удостоверяющих личность. Как следствие, они не могут официально утроиться на работу в результате чего, в лучшем случае, работают нелегально, в худшем – вынуждены добывать средства на существование преступным путем. Эти люди фактически лишены возможности реализации большинства основных прав человека и гражданина.
К сожалению, в настоящее время вопрос рассмотрения и разрешения проблемы снятия юридических преград для легализации лиц без гражданства, для которых Россия является страной постоянного проживания, не имеющих места жительства и места пребывания, которые не могут быть депортированы или выдворены за пределы Российской Федерации, компетентными государственными органами не ставится.
Возвращаясь к проблеме оказания различных услуг таким людям, возникает вопрос: как быть представителям религиозных объединений, занимающимся социальными служениями, к которым обратился человек без паспорта, если у них есть место где его приютить, например, в реабилитационном центре? Что делать тем, кто кормит бездомных, если такой человек пришел и попросил его покормить, дать ему одежду, оказать еще какие-то услуги? Как в данном случае правильно поступить, чтобы не нарваться на серьезный штраф?
Во-первых, согласно п.24 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее – Правила), в
действующей редакции предусмотрена возможность регистрации беспаспортных. Так, вышеуказанный пункт гласит «... В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, до их оформления регистрация по месту пребывания указанных лиц осуществляется на основании заявления установленной формы о регистрации по месту пребывания».
Во-вторых, говоря об административном правонарушении, следует помнить, что административное правонарушение кроме объективной стороны (совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения) имеет еще и субъективную сторону (внутреннее отношение лица к совершаемому им правонарушению). Именно субъективной стороной и определяется форма вины.
Согласно ст. 2.2. КоАП РФ, административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично; административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Поскольку при отсутствии документов вы не можете установить ни гражданскую принадлежность, ни личность человека, а законодательство предусматривает его постановку на регистрационный учет, следовательно, и вселение беспаспортных, то если вы не станете сами на себя наговаривать (типа "я знал, что он иностранец, но очень было жаль человека и т.д..."), а будете придерживаться формальной позиции: "Он сказал, что является гражданином России, а проверить мы не могли и потому в соответствии с п. 24 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, его вселили", - то субъективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ (предвидения наступления вредных последствий и отношения к перспективе их возникновения), в данном случае не усматривается.
Так что в таких случаях главное соблюдать сроки постановки на регистрационный учет. В соответствии с п. 11 Правил, лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в п.9 Правил, в органы регистрационного учета.
Возвращаясь к вопросу об ответственности по ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ, следует еще добавить, что с благотворительной раздачей пищи, одежды и консультированием ситуация обстоит еще проще: при оказании вышеуказанной помощи обратившимся к вам людям, никто не обязывает вас устанавливать их личность, и уж тем более их гражданскую принадлежность. Подошел человек, попросил...
ВАЖНО! В случае, если правоохранительные органы попытаются привлечь вас за организацию незаконной миграции в форме организации их незаконного пребывания в Российской Федерации (ст. 322.1 УК РФ Организация незаконной миграции), то логика защиты должна быть точно такая же, что и по ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ.
P.S. Во втором чтении постановлением N 3134-7 ГД от 20.12.2017 Государственной думой РФ принят проект Федерального закона, повышающий штрафные санкции за предоставление жилого помещения и оказание иных услуг иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся в России с нарушением установленного порядка (ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ). Увеличиваются санкции в следующем порядке:
с 4 до 5 т.р. поднимется верхняя планка санкции для физических лиц;
с 20 до 30 нижняя и с 30 до 50 т.р. верхняя - для должностных лиц;
с 200 до 400 нижняя и с 300 до 500 т.р. верхняя - для юридических лиц.